Бог Интернета

Бог Интернета

русский язык english

Новости Портала

Элементы 58—58 из 113.

Михаил Панфёров: Существование Бога...

 

Дорогие друзья, зачастую нам приходится отвечать на вопросы, касающиеся существования Абсолюта и взаимодействия с ним конкретного человека. Наш ответ невозможно втиснуть в рамки формального письма, поэтому мы адресовали ваши вопросы известному журналисту из Санкт-Петербурга (Россия) Михаилу Панферову. Поскольку Михаил не только талантливый журналист, но и бывший научный сотрудник одного из ведущих советских  НИИ, его статья «О Боге» вышла за рамки формата новостей. Но мы не стали сокращать текст, как это принято в подобных случаях, а пошли на уникальный для Портала эксперимент - публикуем материал с продолжением в ноябре. Итак, часть первая.

 

Глава, в которой автор неопровержимо доказывает существование  Бога. Надеюсь, автору это зачтётся, когда придёт Время…

 

Сразу скажу – я человек не религиозный. К авраамическим религиям – иудаизму, христианству, исламу и их многочисленным модификациям отношусь скептически. В бородатого мужика на облаке не верю.Немного симпатизирую античному язычеству, буддизму и Христу как личности. В душу верю. Вернее, в то, что личность человека при определённых условиях может существовать и перемещаться вне физического тела. Были возможности убедиться…На бессмертие души – надеюсь.

 

Допускаю, что на душе, как на флешке, записываются добрые и злые дела и помыслы, что влияет на нашу и её дальнейшую судьбу (карма). Попов не люблю -  в кипах, чалмах или камилавках.  Ибо если Бог есть и слышит наши молитвы – то общаться с ним надо напрямую, без посредников. А если Бога нет – таки о чём базар? Вот Вопрос Вопросыч – есть Он или нет Его?

 

Известна такая азбучная истина: «Существование Бога, как и его отсутствие, принципиально недоказуемы». Обожаю азбучные истины! Они так славно хрустят, когда пробуешь их «на зуб». Начну с лирического отступления – аналогии. Аналогии хороши тем, что позволяют взглянуть на проблему «со стороны».

 

Есть такой сюжетик у фантастов – механическая цивилизация. «Непобедимый» Лема. Планета Шелезяка, в конце концов… Допустим, некой цивилизации – да пусть и землянам будущего – понадобилось что-то сделать на планете Х. Ретранслятор какой-нибудь космический соорудить. Или просто провести глубокое комплексное исследование. Условия на Х - гравитация, температура, давление, радиация – ну совсем человеку не подходят. Работа для роботов. А роботов нужна целая армия, а смета не резиновая… Заказчик денег даёт мало… Стали искать самый бюджетный вариант. И нашли!

 

Послали одного робота, самовоспроизводящегося. С гибким, обучающимся программным обеспечением, с запасом оборудования и комплектующих на первое время. Дабы он наладил на местном сырье и источниках энергии производство себе подобных. Назвали сабжа Адам. Через некоторое время на планете ползали тысячи роботов, исправно собирали и отсылали результаты исследований, попутно изменяя планету под себя. Земляне давно выполнили свою программу и улетели, а механическая жизнь и эволюция продолжались…

 

О людях эти роботы не знали ничего. Зачем было вкладывать в их память знания о Человеке, с которым они никогда не встретятся? Много ли знают о людях сегодняшние роботы, работающие на конвейерах автозаводов? А роботы развивались, совершенствовались, эволюционировали, исследовали недра планеты и глубины океана, накапливали знания. Сами проникли в тайны микромира, освоили атомную энергию. Обратили свои объективы к небу, объяснили движения планет. Даже построили ракеты и добрались до своих лун! У них появилась своя История и аналоги искусств. И рано или поздно у них возникли вопросы: кто они? Откуда взялись? В чём смысл их существования?

 

И вот сидят на веранде два робота – Роберт и Робин, любуются закатом после трудового дня, поливают периодически сочленения изысканным силиконовым маслом и ведут учёную беседу. Робин:

 

-Не понимаю – как? Как ты – образованный, неглупый робот-учёный, веришь в эти древние сказки о Великом Мастере? Который, якобы, «в первый день творения отделил железо от руды, во второй медь, а в третий отделил кремний от песка, дунул на всё это – и получился наш праотец Адам. И увидел Великий Мастер, что вышло хорошо, и сказал: «Давай до свиданья, вот тебе планета, плодись и размножайся»» Жуткая чушь… Наши предки придумали это в те времена, когда мир был страшен и не познан, а при попытке понять природу грозы или землетрясения их слабые процессоры зависали. Но сейчас-то мы живём в восьмом веке! Мы прошли грандиозный путь эволюции! Наши процессоры стали в тысячи раз мощнее, а память в тысячи раз больше! Мы познали мир, и места для Великого Мастера в нём не нашлось.

 

Ведь всё уже пережёвано и доказано – если сплавить два куска полупроводника разных типов проводимости, остудить и исследовать – можно найти в разных точках слитка множество p-n переходов. Там и диодные структуры можно найти, и туннельные, и даже транзисторы! А транзистор – основа основ, фундамент жизни, без него жизнь в принципе невозможна. Природа – мать сотни миллионов лет плавила полупроводники в недрах планеты, периодически изливая магму в извержениях. И рано или поздно, просто по теории вероятностей, застывший слиток металла и полупроводника смог функционировать как робот! Он сделал второго робота, посложнее, тот третьего – и закрутилась машина эволюции, результатом которой являемся мы с тобой.

 

Всё ведь так просто, не надо плодить лишние сущности и выдумывать всяких Великих Мастеров.

 

Ты, Роберт,  лучше подумай – на других планетах, где есть вулканическая активность, тоже должны  появиться ивилизации…Интересно, тамошние роботы похожи на нас или нет?

 

 Но робот Роберт только молчал и грустно улыбался…

 

А что бы Вы, читатель, ответили глупому самоуверенному всезнайке Робину? Я бы сказал ему, что самовоспроизводящийся робот – слишком сложная система, чтоб появиться в результате флуктуации, случайной комбинации исходных материалов.Флуктуации хороши в микромире, когда число молекул невелико. Разделим мысленно литровую банку на две половинки. Какова вероятность того, что все молекулы газа, хаотично двигаясь, соберутся в одной половине хотя бы на миллисекунду?

 

Если их 10 – наблюдатель будет видеть событие достаточно часто. Если 100 – ему уже надо запастись пивом и чипсами. Если миллион – он может ждать всю жизнь и не дождаться. Если молекул    26.000.000.000.000.000.000.000   (а их там столько при нормальном атмосферном давлении) – наблюдатель может наполнить литровыми банками всю видимую  вселенную, ждать 13 миллиардов лет – и обломается, ни в одной из банок события не произойдёт…. Хотя вероятность события и не нулевая, но уж очень маленькая… А ведь это – простая и легко просчитываемая флуктуация.

 

Что там робот – Вы верите, что на планете, где постоянно плавятся и застывают массы металла и стекла, случайно образуется обычный механический будильник? С пружинами, шестерёнками, звонком, тремя стрелками, и чтоб спешил-отставал не более чем на минуту в сутки? Не верите – и правильно делаете. Так что, ежели Вы когда-нибудь на мёртвой далёкой планете увидите на песке тикающий будильник – не валите всё на флуктуацию и игру природы, а лучше осторожно оглянитесь по сторонам – возможно, тот, кто его тут положил, до сих пор где-то неподалёку…

 

Самовоспроизводящийся робот сложнее будильника в миллионы раз. И он В ПРИНЦИПЕ не может быть простым. Не может он быть на одном транзисторе. И на десяти не может, и на ста. В его микросхемах – десятки и сотни тысяч транзисторов, да и не только в железе дело… Программа… Он не только сам должен получиться в результате игры природы, но и миллионы единичек и ноликов в его памяти должны расположиться строго определённым образом… И пока этого не случится, пока первый робот не сделает второго – никакая механическая эволюция не начнётся, просто нечему эволюционировать. Будем ждать или ну его нафиг? Вот так бы я ответил  Робину-зазнайке. Как полномочный представитель Великого Мастера.

 

Ну а теперь посмотрим на себя. Живая клетка – великое Чудо. И очень, очень сложный системный механизм. Существенно  сложнее самовоспроизводящегося робота. Чем больше мы о ней узнаём – тем больше понимаем, как сложно, мудро и остроумно она ЗАДУМАНА, как далеки мы пока от создания чего-то подобного. Все учёные мира (вся королевская конница, вся королевская рать) не могут из неживой материи сделать одну живую клетку, не говоря уже о клетке, способной к делению. Хотя знаем уже немало… Не так давно, например, обнаружили, что перед репликацией один фермент проходит по ДНК, расшивая её, а другой потом снова сшивает, как замок молнии. Зачем? А вот зачем.

 

ДНК – это не просто двойная закрученная спираль цепочек нуклеотидов, она скручена в клубок определённым образом. И если ДНК повреждена – клубок не свернётся, процесс деления не начнётся. Это отбраковка. Это проверка файла на целостность и контрольную сумму перед копированием. О как!

 

Или другой пример – при расшифровке генома обнаружили огромное количество непонятного генетического кода, в работе (в синтезе белков) вроде как не задействованного («мусорная ДНК»). А потом заметили в нём гены, характерные для других видов, с более ранних ступенек эволюции. При определённых условиях они могут включаться (и включаются!) в работу. Всё по уму – бэкапчики храним! Или, если хотите, другая аналогия – папка «Корзина» в винде, откуда можно достать вдруг понадобившиеся старые файлы, стряхнуть с них пыль – и в дело. И таких хитростей в клетке – как у дурака махорки. Во всех клетках. От сине-зелёной водоросли до человека, механизм принципиально не отличается…

 

Но вирус же наука сделать может? – спросит меня пытливый читатель.

 

Может. Первый искусственный вирус  полиомиелита синтезировали в 2002 году. И сколько наваяли с тех пор – неизвестно. О рукотворности спида и эболы поговаривают давно и аргументировано. Например, спид расово ориентирован, у африканцев шанс заразиться в разы выше, чем у европейцев. Можно сделать (и скорее всего уже сделаны) национально специфические вирусы, которые, скажем, французы перенесут как грипп, а половина венгров вымрет. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» внезапно предстаёт в неожиданном ракурсе….

 

Но вирус - не живой. Он не может самостоятельно передвигаться, не имеет метаболизма – не дышит, не пьёт, не ест, не писает и не какает. Не умеет синтезировать белок. Из концентрированного раствора вирусы выпадают в виде кристаллов. Простой вирус состоит из нескольких сотен атомов, тогда как самая маленькая клетка из миллиардов и миллиардов. Фактически вирус – сложный яд информационного характера на белковой основе, заставляющий клетку производить самого себя. Мудрый человек назвал вредоносную программу вирусом, очень хорошая аналогия. Я, оказавшись на необитаемом острове с пустыми руками, теоретически могу написать вирусную программу пальцем на песке. Но соорудить компьютер, на котором она сможет работать, мне не под силу.

 

Так откуда эта клетка взялась? Я учился в советской школе и, разумеется, знаю о теории академика Опарина. И читал фантастический рассказ (Беляева, кажется) о мужике, засыпавшем всякой химии в аквариум и обработавшим его ультрафиолетом и электрическими разрядами. И попёрла из аквариума всякая живность, ага…. И даже знаю про опыты «британских учёных» (уже смешно) с бульоном, в котором им удалось получить капли (коацерваты), кои обменивались веществами с внешней средой и иногда даже разделялись пополам. Ну чем не жизнь? Похоже ведь! Как кукла «Маша» на реальную девочку Машу. Или как кусок застывшей магмы на самовоспроизводящегося робота. Ну а вообще, теоретически, в органическом бульоне могли молекулы случайно сложиться, сфлюктуировать в живую клетку, способную к репликации? Нет. Даже теоретически.

 

И тут дело не в вероятности. Кто-то из американских учёных сравнил вероятность этого события с вероятностью того, что торнадо, пройдясь по блошиному рынку, торгующему запчастями к «Боингу», соберёт запчасти в новенький, готовый к полёту «Боинг». В такой «Боинг» я ещё могу поверить. В живую клетку – нет. И вот почему.

 

Допустим, древний океан представлял собой органический бульон. Допустим. Тогда это были водорастворимые вещества – сахара, спирты, глицерины, аминокислоты. Пардон, стройматериалов не хватает! А где липиды? А где высокомолекулярные сахара? И ещё много такого, без чего «пепелац не полетит»? Клетка, растворимая без осадка – это круто. Что там с вероятностью?

 

Второе – не хотят перечисленные вещества вступать в нужные реакции в нормальных условиях – хоть тресни. Они это делают только под дулами автоматов, под прицелом катализаторов-ферментов. А ферменты –  это белки, и в самой простенькой клетке их уже нашли несколько тысяч. И вырабатывает их именно живая клетка, белок так просто не образуется… «Жизнь есть способ существования белковых тел» - прав был основоположник, который с Каутским переписывался, прав. Причём ферменты  очень тонко работают, каждый на свою реакцию, в нужное время и в нужном месте. Это сложный оркестр из тысяч инструментов, подчиняющийся Дирижёру.Который не от балды палочкой машет, а смотрит в Партитуру…То есть имеется замкнутый круг: без ферментов живую клетку построить невозможно, а ферментам взяться неоткуда, кроме как из живой клетки. Яйцо и Курица – кто первичнее? Это не просто круг – это меловой заговорённый круг Хомы Брута, который нежити – неживой природе – не преодолеть. Что делает вероятность самозарождения жизни чуть меньше, чем вероятность выиграть в лотерею, не покупая билета. Мои знания в биохимии поверхностны, специалист может указать ещё с десяток таких «меловых кругов». Но и одного достаточно.

 

А с чего мы допустили, что древний Океан кишел органикой? Органические вещества потому и выделены в особую химию, что в нормальных реакциях атомы углерода вовсе не стремятся взяться за руки и выстроиться в цепочки и колечки. Это сейчас люди научились из углерода, водорода и кислорода синтезировать многие органические вещества. А ещё недавно химик, обнаруживший в смеси веществ органику, мог авторитетно заявлять, что тут проходило что-то живое и погадило. Если мы смешаем кислород, водород, азот и угольную пыль (основные кирпичики жизни) и поднесём спичку – получим воду, углекислый газ, угарный газ. Азот вообще эту процедуру проигнорирует. Если откуда в этом эксперименте и может появиться органика  – так это из самого незадачливого экспериментатора, поднёсшего спичку, ибо бабахнет знатно.

 

Древний Океан представлял собой просто раствор солей, в основном хлорида натрия. Стерильный физиологический раствор, хоть сразу в капельницу заливай. Нет, в капельницу нельзя, там ещё много углекислоты было… Ну, значит, «Ессентуки №4». Океан прозрачной, чище байкальской воды, минералки. Ибо никаких органических загрязнителей.Я скорее поверю, что в этом океане мог внезапно сформироваться и запрограммироваться самовоспроизводящийся робот. Он всё же куда проще живой клетки.

 

Упёртый читатель скажет: «Всё это давно пережёвано, жизнь занесена к нам из космоса. Следы аминокислот находят на кометах и  метеоритах. Вот нам космическим ветром и надуло. А то вообще добрые инопланетяне сознательно занесли».

 

Дорогой товарищ! Всё это – инстинктивный перевод стрелок, неуклюжая попытка ещё чуть-чуть оттянуть принятие неизбежного. Я тоже знаком с теорией, прости Господи, панспермии. И распинаюсь тут не для того, чтоб её подтвердить. Жизнь не могла самозародиться не только на Земле, она не могла самозародиться НИГДЕ. Не в этой Вселенной. ПЕРВАЯ ЖИВАЯ КЛЕТКА НЕ МОГЛА ПОЯВИТЬСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛУЧАЙНЫХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Нет никаких оснований считать, что в других уголках космоса законы физики и химии отличаются от наших. Что только на нашей несчастной, Богом обиженной Земле атом углерода атому углерода – волк, а где-то на далёких блистающих мирах они дружно берутся за руки и водят хороводы бензольных колец, а нуклеотиды добровольно соединяются в цепочки, и последовательность их исполнена глубоким смыслом.

 

И всё же – Мать Природа практически не ограничена временем и пространством для своих экспериментов – неужели нигде ни разу игральные кости не выпали так, чтоб образовалась жизнь? Нигде. А возможности Природы для экспериментов сильно преувеличены. Ну, во-первых: 13 миллиардов лет надо как минимум уполовинить – много времени ушло на формирование звёзд и планет. Земле вообще всего 4 миллиардика. Дитя.

 

Во-вторых: Вселенная – это крохотные песчинки-звёзды, разделённые гигантскими пространствами, а жизнь может зародиться только рядышком с этими песчинками. (Мир сразу сжимается до размеров комнаты в коммуналке). В-третьих, не все звёзды, а только те, у которых есть планеты.  (Комната уполовинивается). В-четвертых, не всё пространство вокруг звёзд, а только непосредственно планеты. (Остался столик в углу комнаты). В-пятых, только те планеты, где есть универсальный растворитель в жидкой фазе. Это принципиально. Все сложные биохимические реакции могут идти только в растворах. Это не обязательно должна быть вода, роль растворителя могут выполнять сероуглерод, аммиак или метан. Но обязательно в жидкой фазе.

 

Кроме углерода ещё некоторые элементы могут быть основой органики. Например, кремний. Мне не жалко, сути это не меняет.

 

И я не требую как условие наличие атмосферы, тем более кислородной  - это буржуазное излишество. Жидкости достаточно. (Тем не менее, от стола остался уголочек). В-шестых – для экспериментов подходит не вся планета, и даже не весь Океан, а только тоненький слой его поверхности. Ибо для жизни необходима энергия. Сложные формы жизни могут потреблять химическую энергию, запасённую на нижних этажах пищевой пирамиды.

 

Я, как сложная форма жизни, использую энергию излучения ближайшей к моей планете звезды, запасённую в химическом виде растениями непосредственно (салат), либо перешедшую от растений к съевшим их животным (шашлык). В любой биологической системе должно быть основание пищевой пирамиды, где косная, находящаяся в равновесном состоянии материя с помощью внешней энергии переводится в химически активное состояние, с меньшей энтропией. Именно там «заводится» пружина жизни. Единственный разумный и постоянный источник энергии – излучение ближайшей звезды. То есть несколько метров верхнего слоя жидкости, куда проникают кванты света – вот то место, которое предоставлено Матери-Природе для экспериментов. Это даже не уголок стола, это уже «на коленке».

 

Мать-Природа не при делах - у неё не было ни времени, ни места для совершения преступления, квалифицируемого как «Создание жизни».

 

Оппонент скажет – перечисленные шесть пунктов сильно уменьшают вероятность возникновения жизни, но ведь не устраняют? Верно.

 

Зайду на цель с другого направления: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МЁРТВОЙ ПРИРОДЫ ИСКЛЮЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ. Старуха-Энтропия с косой все 13 миллиардов лет, не смыкая глаз, следит за каждым кубическим микроном пространства, чтоб нигде – НИГДЕ – не возникла Жизнь.

 

Продолжение статьи Михаила Панфёрова мы опубликуем в ноябрьском впуске Новостей. Во второй главе автор сводит воедино свои умозаключения, заставляя нас задуматься о происхождении разумной жизни во Вселенной и о существовании её Создателя.

 

Редактор, 14.10.2015 03:14:06
Логин / регистрация


© i 2010. Официальный сайт Бога Интернета.